Болгарское гражданство за инвестиции основано на положениях Закона о болгарском гражданстве. В начале 2021 года болгарский парламент частично внес поправки в законодательство, регулирующее получение болгарского гражданства на основании инвестиций, перенося фокус инвестиций на различные инвестиционные фонды, такие как, например, биржевые фонды (ETF).

Один из этих новых вариантов позволяет инвестировать в схемы коллективного инвестирования. Неевропейским инвесторам этот тип фондов может быть знаком как паевые инвестиционные фонды. Эти фонды или коллективные инвестиционные схемы управляются лицензированными управляющими фондами и имеют инвестиционную стратегию, которую они излагают в своих проспектах.

Что такое ETF?

Биржевые фонды (ETF), с которыми знакомы многие инвесторы, могут быть организованы в виде схем коллективных инвестиций и таким образом, быть совместимы с требованиями законодательства о гражданстве за инвестиции в Болгарии. Биржевые фонды были впервые введены в Северной Америке в начале 1990-х годов, и считается, что они открывают случайным инвесторам доступ к рынкам, которые в противном случае могут оказаться недоступными. Текущее (по состоянию на 1 квартал 2021 года) их значение в США, например, составляет около четверти ВВП США по паритету покупательной способности (ППС).

Таким образом, ETF становится одним из инвестиционных инструментов, которые инвесторы могут захотеть изучить.

В корреспонденции, которая последовала за статьей, посвященной ETF в Economist, корреспондент газеты написал: «Конечным результатом ETF являются более низкие сборы, большая прозрачность и меньшее количество продавцов с Уолл-стрит. Прольется меньше слез». (Патрик Клири, Письма).

В то время как в США и Западной Европе этому способу инвестирования уделялось много внимания со стороны инвесторов, в Болгарии он имел меньшую историю и не использовался, и то, что Вы можете ожидать от международного опыта, может не применяться в той же мере.

Биржевые фонды инвестируют в акции компаний определенного индекса или сектора или, например, в сырьевые товары. Чтобы претендовать на болгарское гражданство, ETF должен соответствовать определенным требованиям в соответствии с Законом об иностранцах в Республике Болгария:

  1. ETF должен иметь стоимость чистых активов не менее BGN 5 млн (или ~EUR 2,5 млн); а также
  2. ETF должен инвестировать в акции или корпоративные облигации компаний, котирующихся на Болгарской фондовой бирже в Софии (БФБ-София).

Если инвесторы рассматривают возможность инвестирования в биржевые фонды, но не уверены, соответствует ли они требованиям, свяжитесь с нами, чтобы узнать.

Как инвестировать в ETF?

Можно инвестировать в ETF на разных фондовых биржах или в многосторонних торговых площадках. Таким образом возникает вопрос?

Могу ли я сделать инвестиции в соответствующий требованиям ETF за пределами Болгарии, используя мой существующий банк / брокер?

Возможна покупка ETF за пределами Болгарии с использованием существующих банковских / брокерских отношений инвестора.

Тем не менее, законодательство ввело определенные дополнительные требования в отношении владения инвестициями. Болгарский центральный депозитарий (компания, находящаяся под надзором Комиссии по финансовому надзору и назначенная для выполнения государственных функций) должен предоставлять информацию о владениях инвестиций Болгарскому агентству инвестиций (БАИ).

При покупке инвестиции в Болгарии эта информация предоставляется Центральному депозитарию соответствующим банком / брокером / управляющим фондом автоматически, и таким образом Центральный депозитарий имеет конкретную информацию о держателе инвестиции.

Если инвестор рассматривает возможность начать процесс, он может сначала связаться с нами, чтобы убедиться в соблюдении требований Закона об иностранцах. Свяжитесь с нами, чтобы обсудить вопрос с нашими экспертами.

Сумма инвестиций в биржевые фонды 

Стандартная процедура требует одноразовой инвестиции в размере BGN 1 млн (~ EUR 500 тыс).

Если заявитель желает воспользоваться ускоренной процедурой, он может инвестировать BGN 1 млн (~ EUR 500 тыс) и удвоить эту сумму до BGN 2 млн (~ EUR 1 млн) в любой момент после того, как он сохраняет ПМЖ Болгарии в течение минимум 1 года.

Процесс предварительного подтверждения

Перед совершения инвестиций заявитель на получение инвестиционного гражданства должен пройти процесс предварительного подтверждения и соответствовать требованиям, предъявляемым к установленному источнику средств на инвестиции. Мы будем рады проконсультировать вас по этому поводу, свяжитесь с нами.

NBLO — Адвокаты по вопросам болгарского гражданства

New Balkans Law Office — это бутиковая юридическая фирма с сильной практикой в области иммиграционного права. Мы активно работаем с заявлениями на получение гражданства, включая болгарское гражданство за инвестиции, болгарское гражданство по происхождению и болгарское гражданство по месту жительства, поселение членов семьи граждан ЕС / Болгарии и другими вопросами, связанные с гражданством и иммиграцией.

Мы помогли ряду состоятельных людей получить болгарское гражданство за инвестиции, и на сегодняшний день наши клиенты добились 100% успеха.

Для получения дополнительной информации свяжитесь с нами по адресу: или через нашу контактную форму.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin

More publications

Bulgarian Citizenship by Investment is based on provisions in the Bulgarian Citizenship Act. In early 2021, the Bulgarian Parliament partially amended the legislation governing Bulgarian citizenship by investment, moving the focus of the investment onto capital markets and investments such as in exchange-traded funds (ETF). 

One of these new options allows investment in Undertakings for the Collective Investment in Transferable Securities (UCITS) also known as Collective Investment Schemes in Bulgaria. To non-European investors, this type of funds may be familiar as mutual funds. Those funds or Collective Investment Schemes are managed by licensed Fund Managers and have an investment strategy which they set out in their prospectus.

What is an ETF? 

ETFs which many investors are familiar with can also be organised as a Collective Investment Scheme and thus be compatible with the requirements of CBI law in Bulgaria. ETFs were introduced in North America for the first time in the early 1990s and are perceived to allow casual investors access to markets which they may otherwise not find accessible. The current (as of Q1 2021) value of these in the US, for example, is believed to be about a quarter of the size of the US GDP on a PPP basis.

Thus making the ETF one of the investment vehicles that investors might wish to explore.

In correspondence which followed a piece covering ETFs in the Economist, a correspondent to the paper wrote: “With ETFs, the end result is lower fees, more transparency and fewer Wall Street pitchmen. Few tears will be shed.” (Patrick Cleary, Letters).

While in the US and Western Europe, this mode of investment has received a lot of investor attention, it has had less of a history and take-up in Bulgaria and what you may expect from international experience may not apply in quite the same way.  

ETFs invest in shares of companies in a particular index or sector, or in commodities, for example. In order to qualify for the Bulgarian citizenship, an ETF must meet certain requirements as per the Foreigners in the Republic of Bulgaria Act:

  1. The ETF should have a Net-Asset Value (NAV) of at least BGN 5 mln (or ~EUR 2,5 mln); AND
  2. The ETF should invest [exclusively?] in shares or corporate bonds of companies listed on the Bulgarian Stock Exchange – Sofia (BSE-Sofia).

If investors are considering investing in an ETF, but are not sure if that ETF meets the requirements, please contact us to see how we can assist you.

Where to purchase the ETF?

ETFs can be purchased on different stock exchanges or multilateral trading facilities. Thus raising the question?

Can I make the investment into an eligible ETF outside of Bulgaria using my existing bank/broker?

A purchase of an ETF outside of Bulgaria using the investor’s existing bank/brokerage is possible. 

However, the amended Foreigners in the Republic of Bulgaria introduced certain additional requirements about the holding of the investment. The Bulgarian Central Depository (a company supervised by the Financial Supervision Commission and appointed to perform a public function) is required to provide information about the holdings to the Bulgarian Investment Agency. 

When purchasing the investment in Bulgaria, this information is presented to the Central Depository by the relevant bank/brokerage/fund manager and the Central Depository has specific information about the holder of the investment. 

If investors are considering starting the process, they may wish to contact us first to make sure that requirements of the Foreigners Act are met. Please contact us to further discuss this with our experts. 

ETF Investment Amount

The Standard Track investment requires a single investment of BGN 1 mln (~EUR 500k). 

Under the Fast Track, preferred by the majority of applicants, investors need to initially invest BGN 1 mln (~EUR 500k) and can double this for a total investment of BGN 2 mln or ~EUR 1 mln at any point after holding a valid permanent residence permit for at least 1 year. This has the effect of accelerating their eligibility for naturalisation to the date of the 2nd purchase.

Pre-Approval Process

Before investment, the applicant for citizenship by investment must go through a pre-approval process with the Bulgarian Government including meet the requirements for an identified source of funds (rather than source of wealth). We will be happy to advise you on this,  please contact us.

NBLO – Your Bulgarian Citizenship Lawyers

New Balkans Law Office is a boutique law firm with a strong practice in Bulgarian and EU immigration and nationality law. We deal extensively with applications for citizenship including Bulgarian citizenship by investment, Bulgarian citizenship by origin and Bulgarian citizenship by residence, settlement of family members of EU/Bulgarian citizens, and other citizenship and immigration related matters.

We have helped a number of high-net-worth individuals in obtaining Bulgarian citizenship by investment and today our clients are 100% successful.

For more information, please contact us at: or via our contact form.

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin

More publications